Семь
компьютерных и пять консольных игр, миллионы поклонников по всему миру –
Unreal и его собрат
Unreal
Tournament были и остаются одними из самых успешных и
популярных игровых сериалов. Далекое космическое путешествие растянулось
почти на десять лет, и нет никаких сомнений – продолжение будет. Вселенная
Unreal бесконечна, как и все настоящие вселенные иначе и быть не может.
Началось же все еще в ХХ веке,
точнее к его концу. 30 мая 1998 года состоялась премьера нового,
революционного шутера от мало кому тогда известной студии Epic Megagames.
Авторы бросили вызов самому Кармаку с Ромеро. За три года до релиза в
секретных лабораториях Epic Megagames началась разработка игрового движка
под кодовым названием Unreal Engine. С помощью этого инструмента можно было
конструировать невероятные и прекрасные виртуальные миры. На смену
инфернальному дизайну от id Software пришли цветные туманы, волшебная
иллюминация и нездешние инопланетные пейзажи. Название Unreal подошло как
нельзя лучше, ведь оно означает «Нереальный или Фантастический». Поклонники
космической фантастики получили увлекательный межпланетный сюжет. И с тех
самых пор армия поклонников игры пополняется регулярно.
Вот как все начиналось:
тюремный звездолет Vortex Rikers совершил вынужденную посадку на планете На
Пали. Аборигены четверорукие нали, оказались крайне миролюбивыми существами.
Другое дело – их захватчики, злобные Скаарджи. Эти твари проникли в упавший
корабль и убили всех арестантов. За исключением главного героя, заключенного
под номером 849 (в статьях перед выходом Unreal говорилось о том, что 849 –
женщина, но в самой игре пол героя нигде не указывается). Он сумел бежать,
но что может сделать безоружный человек против орды пришельцев? Оказывается
– очень многое. Например, проникнуть на базу захватчиков и уничтожить их
поголовно. Прежде чем отправляться восвояси с планеты, отчаянный наш
каторжанин мог ознакомиться со здешними красотами и достопримечательностями.
Посетить Небесный град, взобраться на Солнечный Шпиль, прогуляться по
вражеским территориям или попробовать себя в роли мессии. Наивные нали
искренне уверовали в его божественную природу. Не только стрельба и
смертоубийство – игрок занимался расследованием природы местного феномена,
минерала таридия, как-то связанного со сверхсильным гравитационным полем
планеты. Той ловушкой, в которую и угодила земная посудина с зеками. В
поисках ответов наш естествоиспытатель обследовал шахты Рраджигара, храм
водной богини Чизры и Арену Тьмы – место ритуальных жертвоприношений.
Сражался со Скаарджами и жутким Титаном, первым и самым простым боссом.
Прочие оппоненты оказались куда опаснее. Вроде крылатого Варлорда с ракетной
установкой или Королевы Скаарджей, ловко телепортирующейся по полю брани. С
ее смертью корабль-матка взрывается, а герой улетает прочь с негостеприимной
планеты в спасательной капсуле. Но топливо быстро заканчивается, и он
остается дрейфовать на орбите...
Уже через год в продажу
поступило дополнение –
Unreal
Mission
Pack:
Return
to
Na
Pali. Героя подбирает военный
звездолет Bodega Bay, командир которого предлагает нам вернуться на планету,
выдвинуться на место крушения дредноута Prometeus, добыть бортовой журнал с
информацией о секретном оружии, а потом активировать передатчик. Многое
изменилось за время его отсутствия. На смену Скаарджам пришли жестокие и
беспринципные пришельцы - Наемники, готовые на любые преступления ради наживы.
Даже бравые космопехи, и те стали ярыми его врагами – военные предпочитают
хранить секреты в тайне и десантируют карательный отряд. Как и в первой
части, герой остался один против всех. Спасаясь от преследования, он бежал
на север, в полярные области На Пали. При попытке вернуться на Bodega Bay
вояки запустили в корабль 849-го самонаводящуюся ракету, но тот сумел
направить ее на сам крейсер. Дальнейшая судьба боевитого заключенного
неизвестна, а вот его похождения обернулись полномасштабной галактической
войной. Горя жаждой мщения за убийство Королевы, империя Скаарджей напала на
Землю. В 2215 году было образовано Новое Земное Правительство (NEG), которое
смогло помирить три крупнейших корпорации – «Лиандри», «Эксон» и «Изанаги» и
объединить землян перед угрозой вторжения пришельцев. Война закончилась в
2216 году после Семидневной осады, в ходе которой Скаарджи уничтожили
множество городов и убили миллионы людей. Но, благодаря отваге коммандос,
взявших на абордаж корабль-матку и разрушивших его, земляне одержали победу.
По мнению экспертов и геймеров Unreal выделялся не только превосходной
графикой и обширными уровнями с открытыми пространствами, но и интеллектом
врагов. Скаарджи грамотно использовали укрытия, постоянно перемещались и
уворачивались от выстрелов игрока, да еще и меняли тактику в зависимости от
того, какое оружие против них применялось. Другая особенность сериала –
альтернативные режимы огня почти у всех стволов, что существенно
разнообразило мультиплеер. Часть из них, с небольшими изменениями, прошла
через все Unreal-игры. Самая известная, пожалуй, «шоковая» винтовка ASMD,
стреляющая либо лучом, либо медленно летящим сгустком плазмы. Если по нему
попадал луч, сгусток взрывался, нанося огромные повреждения всем поблизости.
Unreal II
Публика требовала продолжения.
За день до 4 февраля 2003 года у магазинов выстроились километровые очереди
из геймеров. Unreal II: The Awakening стала хитом продаж. Действие
разворачивается в 2251 году. В подчинении у нас оказался Джон Дальтон –
бывший космопех, а теперь специалист по делам земных колоний. Большую часть
времени он занимался инспектированием дальних гарнизонов, пока не получил
задание – собрать семь частей древнего инопланетного артефакта и
одновременно – очень мощного оружия. Джон путешествовал с планеты на
планету, собирал улики, отстреливал врагов и решал головоломки. Между
заданиями мы коротали время на звездном корабле «Атлантис» и общались с
экипажем. Главной помощницей Джона стала Аида, первый офицер. В юности она
проявляла удивительные способности, особенно в делах стратегического
планирования. Но, угробив население целой планеты, полностью утратила
интерес к военному искусству. Бортовой инженер Айзек занимался модификацией
оружия и разработкой новых моделей. Замечательный мастер, но неравнодушный к
выпивке. Пилот «Атлантиса», инопланетянин Не'бан, выполнял сугубо комическую
функцию. Очень уж забавным был его английский и особое наивное отношение ко
всему происходящему. Поисками артефакта заинтересовалось несколько сторон
сразу. Люди, представленные организацией Terran Colonial Authority,
миротворческими силами Нового Земного Правительства. Старые враги –
Скаарджи, стали ещё сильнее но им досталась второстепенная роль. Корпорация «Лиандри» –
мировой мегаконсорциум, глава которого мечтал заполучить артефакт и потом
использовать в личных целях. Корпорация «Изанаги», армия которой была
представлена «воинами-призраками» – самыми опасными противниками в игре. И
еще три инопланетные расы – дракки, каи и тоски.
Большой Турнир
Год 1999-й ознаменовался
выходом еще одного «нереального» хита – Unreal Tournament. Конец XXIII века.
Горнодобывающие компании подпольно проводят особые турниры, участники
которых изничтожают друг друга на особых аренах, но после смерти тут же
возрождаются, и побеждает набравший наибольшее число убийств. Так
господа-капиталисты хотели снизить недовольство среди шахтеров на фабриках в
глубоком космосе, ужасные условия труда на которых приводили к вспышкам
насилия и даже кровавым восстаниям. В 2291 году корпорация «Лиандри»
официально организует Большой турнир, который становится вполне законным
времяпрепровождением. Через некоторое время кровавое шоу завоевало
высочайшие рейтинги, а бойцы стали этакими спортивными знаменитостями,
делящимися на команды-кланы. Кого среди них только не было: бывшие военные,
наемники, инопланетяне (в том числе старые враги – Скаарджи), генетически
модифицированные мутанты, киборги, роботы и заключенные, сражающиеся за
свободу. Нынешний чемпион – Ксан Кригор, когда-то предводитель восстания
роботов-шахтеров на астероиде LBX-7683. Теперь, с «перепрошитой» памятью, он
возглавляет спонсируемую «Лиандри» команду боевых машин The Corrupt. Unreal
Tournament – одна из первых игр, полностью «заточенных» под сетевые баталии,
предложившая несколько новых их разновидностей. Такие как Last Man Standing
(у каждого участника было определенное количество «жизней»; задача была
выжить), Assault (одна команда штурмовала объект, вторая защищала) и
Domination (на уровне было несколько особых точек, удерживание которых
приносило очки). Кроме того, при желании правила матча менялись посредством
так называемых «мутаторов»: пониженная гравитация, невидимость всех игроков,
оружие, убивающее с одного выстрела... Отличная графика и музыка, выдающийся
интеллект ботов, запоминающиеся арены и продуманный баланс вооружения – все
это обеспечило UT любовь игроков и превращение в серьезную киберспортивную
дисциплину. А долгую жизнь проекту дал доступный инструментарий, с помощью
которого можно было делать собственные уровни и модификации.
В 2002 году выходит
продолжение Unreal Tournament 2003 (цифру 2 в названии поменяли на номер
года, чтобы отразить спортивную ориентацию проекта), уже на движке второго
поколения. Пропал режим Assault, зато появились три новых. В Bombing Run,
явно вдохновленном американским футболом, игрок захватывал мяч специальной
пушкой и со всей прыти бежал к вражеским воротам. В случае опасности он мог
выстрелить мячом, передав пас товарищу по команде. В Invasion несколько
геймеров вместе отражают нашествие орды инопланетян. Осложняется все тем,
что жизнь у каждого только одна. Mutant же – вариация древней забавы «царь
горы». Один игрок имеет бесконечные патроны и невидимость, остальные
пытаются его убить. Кому это удается, становится мутантом. Изменился урон и
действие некоторых стволов, какие-то пропали, появились новые. Кроме того,
по уровням были разбросаны особые «пилюли», повышающие уровень адреналина.
Также он увеличивался при убийствах и захвате вражеского флага. Тратить
адреналин можно было на временное повышение скорости, урона, получение
невиди- мости или регенерацию. Фанаты приняли UT 2003 не очень дружелюбно:
новые режимы не тянули на полноценную замену Assault, слишком сильно
поменялись арсенал и динамика игры.
18 марта 2004 года вышла
Unreal Tournament 2004, на первый взгляд, мало чем отличающаяся от UT 2003.
Но именно небольшие изменения, вроде возвращения Assault и снайперской
винтовки, улучшенной картинки и быстродействия, а также встроенного
голосового чата вернули сериалу былую славу. Очень скоро UT 2004 стала одной
из наиболее популярных сетевых забав. Также в распоряжение игроков попала
разнообразная боевая техника, особенно активно используемая в режиме
Onslaught. Команды захватывали разбросанные по карте энергетические узлы;
цель была провести цепочку узлов до вражеской базы и уничтожить энергоядро
противника.
Что касается консолей, помимо
портов оригинального Unreal
Tournament
на
Dreamcast и
PlayStation
2, и
Unreal
II – на
Xbox, на приставке от Microsoft
вышли две части Unreal Championship. Что интересно, UT 2003, по сути,
является портом Championship, поскольку разработка для Xbox началась раньше.
Но в процессе геймплей версий для разных платформ получился довольно
непохожим, и на PC игра вышла раньше. Ее консольная товарка не оправдала
ожиданий геймеров. Авторы обещали огромные, рассчитанные на 64 игрока, арены
и боевую технику, но обещания так и не сбылись. Печальную известность проект
обрел и как первая консольная игра, к которой выпустили скачиваемый через
Live! патч для исправления багов, производительности и баланса. Продолжение,
Unreal
Championship
2:
The
Liandri
Conflict (рабочее название –
Unreal
Tournament 2005), поступило в
продажу в апреле 2005 года. Оно развивало идеи оригинала: отличающиеся не
только внешним видом, но и способностями (скорость, прыгучесть, живучесть,
виды альтернативной стрельбы и получаемые от адреналина бонусы) группировки,
большая сюжетная составляющая в синглплеере. Кроме того, появился вид от
третьего лица и холодное оружие. В режиме Nali Slaughter клинки были
единственным разрешенным оружием, и нужно было зарезать как можно больше На Ли (и подвернувшихся под руку соперников).
Unreal Tournament 3, вышла и
на PC, и на консолях. В третьей части изменениям подверглось все, но только
косметическим, никаких глобальных нововведений. Разработчики
проанализировали активность игроков в различных типах мультиплеерных
сражений, выбросили все самое непопулярное (Assault, Double Domination,
Bombing Run). Аналогично обстоит ситуация с вооружением – в игре совершенно
нет «ненужных» стволов, каждое оружие в Unreal
Tournament 3 по-своему
хорошо. По традиции, разрабатывая сетевой шутер, девелоперы всегда стараются
присобачить сюда же сингл, который, по большому счету, нужен, как зайцу
стоп-сигнал. Epic и Unreal Tournament 3 стали
приятным исключением. Речь, конечно не идет о лихо закрученном сторилайне
а-ля
Fahrenheit, но
играется однопользовательская часть приятно. К тому же это – возможность
привыкнуть к игре в относительно спокойной обстановке, потренироваться перед
выходом в онлайн. В графическом плане Unreal Tournament 3 выдерживает
баланс между оптимизацией (сетевой шутер, как-никак) и супернавороченной
графикой.Epic рассудили,
что красотами любоваться некогда, надо бегать, стрелять противников и самому
не быть подстреленным. Но это отнюдь не значит, что графика убога, нет, она
выглядит замечательно, но без излишеств. Еще больше
увеличилась динамика игры. При большом количестве игроков происходящее в Unreal Tournament 3 можно
охарактеризовать коротко: «мясо». Сумасшедшее быстрое, интересное и не
по-детски затягивающее «мясо».
Нереальная технология
Все игры, созданные с применением
технологии от Epic Games, игрового движка Unreal Engine, сразу и не
перечислишь. Достаточно вспомнить такие хиты, как Deus Ex, Thief: Deadly
Shadows, сериалы Tom Clancy's Splinter Cell и Brothers in Arms, Gears of
War, Bioshoсk, чтобы понять, насколько он универсален. И это не только
трехмерные шутеры, но и онлайновые ролевые игры, вроде
Lineage
II и
Vanguard:
Saga
of
Heroes.
Unreal Engine используется практически на всех игровых платформах (Dreamcast,
Xbox,
Xbox 360,
PlayStation 2,
PlayStation 3 и
Wii) и операционных
системах (Microsoft
Windows,
Linux,
Mac
OS и
Mac
OS
X). С помощью языка UnrealScript можно быстро
соорудить новый уровень или игровой мод. Не требуется никаких особых
навыков, чтобы освоить эту науку. Впервые Unreal Engine был использован в
1998 году. Авторы шутера Unreal доверили ему множество задач, начиная с
отрисовки моделей, расчета баллистики и заканчивая искусственным
интеллектом. Вторая версия движка, Unreal Engine 2 делалась для игры Unreal
Tournament 2003. На этот раз геймеры смогли познакомиться с новой
Ragdoll-физикой и редактором UnrealEd. Были улучшены многие программные
компоненты, появилась поддержка таких игровых платформ, как PlayStation 2,
GameCube и Xbox. Третье поколение движка делалось специально для девятого и
десятого DirectX, Xbox 360 и PlayStation 3. HDRR, попиксельное освещение
(per-pixel lighting) и динамические тени – это далеко не все новые
технологии и эффекты, которые анонсировали разработчики Unreal Engine 3.
Более десятка компаний стали партнерами Epic Games. Поддержку движка
осуществляют такие гранды, как Atari, Activision, Capcom, Disney, Konami и
многие другие – в производстве находятся более 30 проектов. В августе 2005
года вице-президент Epic Games Марк Рейн сообщил о начале работ над
очередной, четвертой версией Unreal Engine, ориентированной на консоли
нового поколения.
Нереальные расы
Скаарджи – раса агрессивных
полунасекомых-полурептилий, представленная во всех играх. Их кожа – зеленая,
желтая или голубая. Каждая тварь вооружена острыми клыками. Некоторые
Скаарджи (преимущественно – воины) используют имплантаты, улучшающие боевые
характеристики. Любимое оружие этих чудищ – острые бритвы Razik, внедренные
в конечности. Их Y-образная форма используется в символике всего сериала.
Помимо рукопашной, с помощью лезвий можно разить врага электрическими
разрядами. Несмотря на варварские обычаи и культуру, Скаарджи отличаются
весьма высоким интеллектом. Их общество делится на кланы, враждующие друг с
другом. Во главе всех кланов стоит Королева, которая откладывает яйца и
следит за численностью стаи.
Скаарджи стремятся поработить все разумные расы и преуспели в этом: три иных
народа - На Ли, Кралл и Изариане стали их рабами. Также существуют гибриды
человека и Скаарджа, специально выращенные для Великого турнира.
Краллы –
высокоинтеллектуальные гуманоиды. В бою часто применяют копья, которые
стреляют шарами плазмы. Используются Скаарджами в качестве охраны. Точно
неизвестно, как именно Краллы попали в неволю, но они ненавидят своих
поработителей и при случае их атакуют.
На`Ли –
коренные жители планеты На Пали. Гуманоиды с четырьмя руками. Самок нали
замечено не было, существует лишь древняя статуя, изображающая налийку. Это
– древняя богиня грома Вандора. Наивные аборигены предпочитают традиционный
уклад жизни и игнорируют технический прогресс. Основной род занятий –
земледелие. Нали считают, что Скаарджи – «демоны, спустившиеся с неба».
Будучи очень религиозными, четверорукие гуманоиды возвели множество
сакральных сооружений, церквей и соборов. Медитируя, некоторые нали могут
парить в воздухе и становиться прозрачными. Каста жрецов часто использует
специальные татуировки, чтобы продемонстрировать свой статус.
Ген Мо' Кай – люди-ящеры с планеты Арборея. Их общество тоже состоит из кланов, но
руководить ими могут и самцы, и самки. Ген Мо' Кай – прирожденные охотники и
воины. Очень подвижные и ловкие, они часто становятся победителями Великого
Турнира. Следуя древним церемониям, эти гуманоиды скрывают лица под
ритуальными масками.
Изариане сами занимались работорговлей, пока не попали в рабство к Скаарджам.
Благодаря своей извращенной природе, изариане получают удовольствие от этого
униженного положения. Более всего они напоминают обезьяноподобных насекомых.
У них четыре руки и две ноги, удлиненная голова и голубая кожа. В жилах
изариан течет синяя кровь. Их общество похоже на муравейник. Он обладает
собственным коллективным разумом, по отдельности изариане думать не могут.
Скаарджи часто используют их в качестве пехоты, вооруженной слабыми энергетическими копьями.
Каи
(или Тоск – Кай это Тоск в миниатюре. После сборки артефакта все Кай превращаются в Тоск) напоминают по внешнему виду людей. Они кочуют по космическим
просторам, выполняя самую тяжелую работу для временных нанимателей. Многие
расы считают каи неприкасаемыми, грязными созданиями. В том числе – из-за их
низкого интеллекта. Есть информация, что каи – наследники некогда могучей
расы тосков. Исследование ДНК говорит именно об этом. Просто со временем они
выродились и превратились в мусорщиков Вселенной.
Дракки –
раса насекомоподобных роботов. Их родная планета находится за пределами
обитаемого космоса, а потому местонахождение ее неизвестно. Дракки
используют боевые лазеры и сами себя ремонтируют. При этом они одержимы
изуверскими экспериментами и часто ставят опыты над пленниками, модифицируя
их тела.
Аракниды – еще одни насекомые. Они так и не научились звездоплаванию, зато стали
непревзойденными солдатами. Все благодаря мутациям и переменам в
генетическом коде.
Наемники – раса пришельцев, союзников Скаарджей. Обычно они обитают в промышленных
районах, две главные их задачи – контролировать популяцию нали и заниматься
производством оружия и боевой техники.
Некрисы – раса белоглазых живых мертвецов, созданных в
лабораториях Phayder Corporation. Их бледные тела покрывают многочисленные
татуировки. Родина некрисов – планета Омикрон 6. Технология оживления
заключается в следующем: кровь мертвых людей обрабатывали специальные
наноботы, получившие название Nanoblack. Некоторые «воскрешенные» помнили
свою прошлую жизнь, некоторые – теряли память навечно. В любом случае они
перестают стареть, становятся сильнее и быстрее обычного человека, но теряют
способность к состраданию и прочим человеческим эмоциям. Их сообщество
представляет собой секту фанатиков, которыми движут лишь ненависть, жажда
крови и чудовищная жестокость. Процесс изготовления некриса – крайне дорогое
дело, и позволить себе такие расходы могут только целые корпорации, вроде
«Лиандри», но из них выходят славные ассассины и террористы. В Unreal
Tournament 3 некрисы начали полномасштабную войну против человечества.
Создатели